ТЕХНИЧЕСКИЙ ПУТЬ К ЗВЁЗДАМ

17 марта, 2014

На днях нас пригласили в клуб «Юный техник» ЦРТДЮ  (бывшая Станция Юных Техников), где встретили с особой теплотой. Это место, где любой ребенок чувствует себя, как дома. Атмосфера настолько пропитана взаимопониманием и любовью к своему делу, что у каждого появится желание что-нибудь смастерить и окунуться в творческий процесс. Смело можно сказать, что это место является уникальным в нашем районе и даже в регионе. Нигде больше вас не научат судо- и телескопостроению, авиамоделированию, сборке картинга и не только. А ведь дети не просто изобретают, планируют, строят, а запускают свои корабли в реку, самолеты в небо, соревнуются на картингах. Это поистине фантастическое зрелище. Нельзя недооценивать, сколько знаний, надежд и любви вложено в каждого ребенка добрыми и чуткими преподавателями.

Мы побеседовали с педагогами клуба «Юный техник». Очень радушно приняла нас Альбина Анатольевна Тетерина – руководитель творческого объединения «Зебра», где детей учат правилам дорожного движения.

- Альбина Анатольевна, как вам удается заинтересовать детей, ведь правила дорожного движения – это достаточно сложная тема?

- Все занятия проходят в игровой форме, а начинается игра с того, что меня зовут Дорога Ивановна. Мы с ребятами говорим о том, что нужно знать правила дорожного движения, чтобы безопасно чувствовать себя на дороге. Мы рисуем, поем, играем, у нас есть автогородок, где проходят практические занятия.


- На протяжении, какого времени вы обучаете детей безопасности на дорогах?

- В этом году у клуба «Зебра» будет юбилей – 10 лет!

- Сколько детей занимается у вас в клубе?

- У нас сейчас занимаются 300 человек. Дети, как правило, лет 6-12. К нам ходят ребята из 5 детских садов, также часто приглашаю школьные группы, недавно, например, была группа из Ханчина. Приезжали к нам с Баклашей, Подкаменной, Шаманки, Бодайбо, Тулуна…

Считается, что в группу риска входят, главным образом, подростки. Чтобы их заинтересовать, нужны компьютеры и другая современная техника. Но у нас недостаточная материальная база. Поэтому я занимаюсь с детьми от 6 лет, их проще увлечь: автогородок, сказки, игры, мультики. Когда в клубе «Юный техник»  будет создана необходимая материально-техническая база, тогда будем заниматься с ребятами старшего возраста.

- Чем вас увлекает преподавательская деятельность?

- Мне нравится общаться с детьми. Многим ребятам не хватает внимания дома: родителям некогда. А здесь я для них как Арина Родионовна, только Дорога Ивановна. Я чувствую свою востребованность, они спрашивают всегда, приду ли я еще.


- Какое у вас хобби?

- Хобби и есть моя работа. В свое время я была пионервожатой в лагере, поэтому могу проводить различные мероприятия, мне нравится заниматься театральными постановками, режиссерской работой, сама пишу сценарии. И я люблю детей.

- Расскажите о ваших профессиональных планах.

- У меня есть проект, связанный с социальной рекламой. В городе нет щитов, баннеров, где говорилось бы о необходимости соблюдать правила дорожного движения, – ни у школ, ни в парке, где большое скопление детей, хотя случаи ДТП с их участием были. Поэтому я предлагаю разместить баннеры с социальной рекламой, которая бы напоминала водителям и детям о правилах дорожного движения, в центральном парке, около школ, детских садов.

Также мы побывали на занятие телескопостроения у Владимира Михайловича Хомякова. Почувствовали атмосферу настоящего искусства и наблюдали за поистине тонким процессом – созданием телескопа. Результаты труда юных техников заставляют восхищаться мастерством педагога и целеустремленностью детей.


- Владимир Михайлович, как у вас проходят занятия? Из чего вы мастерите телескопы?

- Сначала я рассказываю про устройство телескопа, его размеры, про линзы. Потом мы приступаем к практике. Младшим ребятам, кто еще не изучает физику в школе, пытаюсь объяснить все доступно, «на пальцах». Сначала необходимо научить ребят работать с инструментами. Строим мы из подручных материалов, например, трубу – каркас телескопа делаем из картонной палки, на которую наматывается линолеум. Используем и водопроводные трубы. Постоянно придумываем, ищем, подбираем.

- Сколько времени требуется ребенку, чтобы построить телескоп?

- Это достаточно кропотливая и долгая работа, так как деталей много и все их нужно правильно соединить. На это уходит около года. Конечно, результат зависит и от старания ребенка, его желания.

- Сколько вы работаете в СЮТе?

- Уже 25 лет. Самым старшим выпускникам, которые занимались у меня еще в советское время, сейчас около 40 лет.

- А сколько лет самому младшему ученику и дети каких возрастов к вам приходят?

- Ярослав – ему 7 лет – в прошлом году сделал телескоп, сейчас будет его дорабатывать, совершенствовать. Раньше мы занимались с детьми старшего возраста, в лицее проводили занятия для учащихся физико-математического профиля, в различных конференциях они одерживали немало побед. Сейчас приходят дети в основном среднего возраста.

- Каких достижений за последнее время достигли ваши ученики?

- Например, в этом году Никита Королев из школы № 4 занял 1 место в Областной конференции «Техническое творчество молодежи» среди учащихся  общего, начального профессионального и дополнительного образования детей. В 2012 году Золотухин Станислав занял 1 место в районной олимпиаде по астрономии. В 2013 году на районной выставке декоративно-прикладного и технического творчества «Мастерами славится Россия» Королёв Никита занял 1 место, Купцов Даниил - 2 место, Толмачёв Слава - 3 место.

- В чем, на ваш взгляд, преимущества преподавательской деятельности относительно других профессии?

- Работая педагогом, ты можешь обучать детей тому, что знаешь сам.

- Почему вы выбрали именно телескопостроение?

- Я давно увлекаюсь этим. Работал в научно-исследовательском институте, где мы имели дело с телескопами, проводили наблюдения.

- Есть ли у вас мечта, связанная с работой?

- Да. Построить обсерваторию, чтобы было больше возможностей для детей и не приходилось по всему городу носить телескопы, они ведь достаточно тяжелые. У нас есть мощные телескопы, но сейчас их негде размещать, поэтому они стоят без дела. А ведь можно делать различные фотографии, например, звезд, писать научные работы.

С радостью мы побеседовали с Мариной Викторовной Юронас. С 1989 года она преподает в СЮТе начально-техническое моделирование, а с 2004-го заведует отделом спортивно-технической и научно-технической направленности. 

 - Марина Викторовна, что изучают дети на занятиях по техническому моделированию?

- То, чем здесь занимаются ребята, - первая ступенька технического творчества. Я преподаю азы черчения. Дети должны научиться работать по чертежам, использовать чертежные инструменты. Ребята знакомятся с понятием геометрических тел – знают, что такое, например, куб, конус. Начинаем заниматься в игровой форме, создаем небольшие работы, постепенно задачи усложняются.

- У всех ли детей хватает усидчивости и терпения, чтобы достичь результата?

- В основном у нас занимаются дети 7-10 лет. С ними мы постепенно от элементарных макетов переходим к сложным. Когда приходят ребята постарше, они хотят сразу делать сложные макеты, но это не всегда получается, поэтому часть учеников со временем отсеивается.

- Сложно ли быть педагогом и что вам дает преподавательская деятельность?

- Работа дает мне возможность почувствовать себя ребенком. С детьми я могу учиться. Не представляю себя в другой профессии. Здесь каждый день что-то новое, интересное. Здорово наблюдать, как ребенок раскрывается и у него проявляются изобретательские способности. С детьми я не чувствую своего возраста, они для меня как глоток воздуха.

- По вашему мнению, необходимы ли сегодня какие-то изменения в области детского технического творчества?

- Мне бы хотелось, чтобы техническое творчество не умерло. В Иркутской области технической направленности  практически не осталось. По сути, можно сказать, что его нет. Но мы должны идти в ногу со временем: все процессы механизированы, поэтому техническое творчество должно развиваться. Пусть ребенок не станет суперизобретателем, но он выйдет от нас достойным человеком. Когда приходят дети из неблагополучных семей или из детского дома, они меняются на глазах, становятся добрее, начинают уважать своих сверстников – это настоящее чудо. Хочется, чтобы правительство обратило внимание на развитие технического творчества.

Проведя день в гостях клуба «Юный техник», понимаешь, что здесь рады каждому ребенку. Все педагоги настолько проникнуты любовью к своему делу и детям. А с каким блеском в глазах ребята слушают преподавателей, что-то мастерят! Техническое творчество нужно поддерживать! Ведь здорово, что есть место, где детей не только могут научить держать молоток в руках, но и дают возможность фантазировать и создавать что-то новое.

Поделиться ссылкой: